Чаевые, давать иль не давать?
Чаевые - это деньги, добровольно отданные клиентом работникам сервиса. Обычными реципиентами чаевых являются персонал гостиниц, парикмахеры, таксисты и официанты. Суть чаевых в том, что услуга клиентом уже оплачена, и только от его доброй воли зависит, захочет ли он оставить некую сумму человеку, выполнившему для него какое-то действие.
От чего зависит, получит ли официанты свои чаевые
- Качество обслуживания – ключевой фактор. Только довольный клиент морально готов распроститься со своими денежками, кроме тех, которые входят в стоимость банкета в ресторане.
- Тип заведения. Чем выше класс пункта общественного питания - от кафе до элитного ресторана, тем больше шансов на то, что официант получит свои чаевые.
- Сумма чека прямо влияет на сумму оставленных официанту денежных средств.
- А теперь появляется четвертое правило, которое может перечеркнуть все остальные. Желание оставить чаевые официанту зависит от эмоционального состояния клиента. Человек в эйфории, влюбленный, обрадованный повышением по службе значительно щедрее, чем обиженный судьбой и раздраженный людьми гость.
- Еще один фактор – это правила, принятые в конкретном обществе, соблюдать которые обязан каждый человек, претендующий на светскость и отточенные манеры.
Сумма «одноразовой денежной помощи»работникам отрасли обслуживания колеблется от 5 до 15% от общей стоимости банкета на свадьбу или чека, выписанного гостю или компании друзей. Любопытно, что процедура вручения денег, «сверх нормы», напрягает не только клиентов, но и самих официантов.
Позиция клиента
Если проанализировать отношение к этой проблеме посетителей ресторанов, то получится следующая картина:
- 50% гостей точно знают про потребность давать чаевые и имеют представление про сумму, которая принята в данной стране. Они готовы с удовольствием с ней расстаться;
- 25% посетителей не уверены в том, нужно ли это делать, сомневаются в сумме и боятся обидеть официантов «унизительными» подачками. Откуда эти сомнения и неуверенность? В Исландии, Швеции и Японии это явление порицается, а оставленные дензнаки возвращаются клиенту.
- оставшиеся 25% клиентов общепита принципиально не оставляют чаевые. А если и дают, то работники сферы общественного питания едва сдерживаются, чтобы не расплакаться от жалости к бедному, убогому человеку, на последние денежки пришедшего поужинать в мишленовский ресторан.
По ту сторону баррикады - позиция официанта
Официант знает, что деньги, собранные от клиентов, в несколько раз превышают его официальную зарплату. В некоторых заведениях команда официантов собирает все оставленные деньги в «единый котел», а потом поровну делит между собой, администраторами и поварами, осознавая долю последних в создании хорошего настроения гостя. При этом половому – старинное русское название человека этой профессии, запрещено проявлять недовольство «скупостью» гостя. Молодым работникам зала важно научится с достоинством принимать подношения.
Кстати, существует несколько версий истории возникновения этой – немного дискуссионной, традиции. Первая переносит нас в 18-й век, в Англию, в так называемые «чайные сады». Чтобы ускорить обслуживание, чаеманам приходилось доплачивать официантам небольшую сумму. Гостей просвещали про помощи табличек - T.I.P.S. Расшифровка аббревиатуры ToInsurePromptServise означает просьбу доплатить тех, кто желает получить оперативный сервис. Вторая история созидалась русскими купцами. Они оставляли половым деньги «на чай», притом буквально. Оставленных средств хватало ровно на один стакан самого дешевого чая в заведении, в котором работал половой.